Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво | Журнал Ярмарки Мастеров

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво | Журнал Ярмарки Мастеров

Бормаш (бокоплав)

Категории статьи:

Советы бывалого рыболова

/

Наживки и насадки

С давних пор в нашей области как очень хорошую наживку на рыболовный крючок и подкормку рыбы используют рачка-бокоплава, известного у рыболова под общим названием бормаш, обитающего в несметном количестве на Байкале, в Ангаре и других реках и озерах.

С применением искусственных приманок использование живого бормаша как основной наживки резко сократилось. В настоящее время бокоплавов используют в основном для так называемого бутерброда, а основное количество его идет на подкормку рыбы в период подледного лова.

Бормаш, обитающий в прибрежной полосе Байкала, в реках и озерах, имеет разные размеры и расцветку. Добывают его также разными способами. Самый простой из них доступен каждому: на конец шеста или длинной палки наматывают или привязывают кусок мешковины, которым ворошат камни на дне реки и озера. Всплывшие бормаши цепляются за мешковину, с которой их снимают руками или стряхивают и помещают в банку с чистой, холодной водой.

Бормаш (бокоплав)

В истоке Ангары рыболовы добывают их при помощи совковой лопаты и сачка из марли. Один рыболов, натянув резиновые болотные сапоги, забредает в воду и совковой лопатой ворошит прибрежные камни. Всплывших из-под них бормашей несет по течению, и они попадают в сак, подставленный вторым рыболовом.

На глубоких местах, там, где невозможно использовать шест или лопату, нужное количество бормаша добывают при помощи лодочного якоря. На тяжелый металлический якорь наматывают кусок мешковины и, опустив на тросе на дно реки, протаскивают его за лодкой так, чтобы он вместе с мешковиной ворошил камни, под которыми скрываются бормаши.

Ранней весной бормаш из Байкала поднимается вверх по ручьям, а в озерах скапливается у стока талой воды, где рыболовы добывают его простыми марлевыми сачками в дневное и ночное время.

Однако для подкормки рыбы на Байкале требуется 3 – 4 кг бормаша на одного рыболова в день. Добыть такое количество можно только при помощи специального приспособления, известного у рыболовов под названием “корыто”. Добыча бормаша “корытом” более производительна, но очень трудоемка, требует от рыболовов немалой физической силы и опыта, так как кроме работы по его добыче нужно еще знать, где он находится в настоящее время.

В разное время года бормаш, обитающий на дне и в толще воды, с наступлением тепла поднимается вверх и в большом количестве концентрируется на нижней поверхности льда, откуда и собирают его “корытом” в мешок.

Добывают бормаша так: в толще льда прорубают майну прямоугольной формы размером с канцелярский стол, в которую запускают “корыто” с прикрепленным к нему мешком для сбора бормаша и щетки-скребка, при помощи которой его снимают с поверхности льда. К одному торцовому концу корыта прикрепляют штангу с вертикальным стояком и рукояткой, за которую вращают корыто вокруг майны так, чтобы снятые щеткой со льда бормаши попадали в мешок.

Сделав полный оборот вокруг майны, к первой штанге при помощи деревянного шкворня прикрепляют вторую штангу и отводят корыто дальше от майны на длину этой штанги. Вращая за рукоятку, снова делают полный оборот вокруг майны. После трех-четырехкратной такой операции корыто вынимают из майны вместе с рукояткой и всеми штангами.

Добытого бормаша ссыпают в деревянный ящик с крышкой и хранят в течение нескольких дней. Извлеченные из воды бормаши не выносят низких температур и погибают. Не на пользу им и тепло. Поэтому ящик с бормашом устанавливают в подвале, подполье или другом прохладном месте. Для лучшего хранения в ящик с бормашом кладут кусочки льда или немного снега, чтобы понизить температуру, поднимающуюся в толще большого количества насекомых.

При выезде на подледный лов добытого бормаша помещают в специально утепленный ящик. Этот ящик может служить надежным хранилищем живого бормаша и одновременно сиденьем для рыболова. Состоит он из деревянного прямоугольника размером с небольшой хозяйственный чемодан, обтянутого слоем толстой кошмы и покрытого брезентовым чехлом, предохраняющим кошму от влаги. В одной из торцовых сторон этого ящика имеется отверстие с крышкой, для заготовки и выемки бормаша. Когда требуется малое количество бормаша, его хранят за пазухой в коробках или в теплых рукавицах.

Томашевский В. Е. Советы бывалого рыболова: Из практики рыболова-спортсмена. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989, – 256 с.

Икра бычковая
Ручейник
Мотыль
Короеды
Наживки и насадки

Внешний вид

Внешним видом он напоминает хариуса – имеет длинное тело, слегка приплюснутое с боков. Омуль и хариус имеют еще одну общую черту – небольшой рот, челюсти которого равные по длине.

Как и у хариуса, чешуя байкальского красавца напоминает кольчугу, снять ее можно только с некоторым усилием. Отличается царская рыба от хариуса окрасом – зеленоватым, с красивым серебристым отливом. Брюшко белого цвета, а вот спинка темная, с бурым оттенком.

Если период жизни хариуса не более 15 лет, то омули отличаются долгожителями – некоторые особи доживают до двух десятков лет. Несмотря на продолжительность жизни, встретить очень крупных представителей семейства не получится – средняя масса тела всего 700-800 граммов при длине в полметра. Редко, но встречаются трофейные экземпляры до полутора килограммов, водятся они на большой глубине (около 250 м).

Вязание мушек своими руками

Результативность рыбалки зависит от того, насколько правдоподобно мушка имитирует различных насекомых. Это значит, что на это могут рассчитывать только мастера вязания мушек, которые творчески подходят к этому ответственному процессу. Многие рыболовы вяжут мушки своими руками. Для этого нужны такие материалы:

  • Различные перья птиц.
  • Нитки.
  • Проволока медная подходящей толщины.
  • Козья шерсть.
  • Различный мех пушного зверя.
  • Клей.
  • Пробка.
  • Бусинки и бисер.
  • Крючки хорошего качества.

Для этого также понадобятся следующие инструменты и приспособления:

  • Специальный зажим или тиски.
  • Пинцеты.
  • Ножницы.
  • Узловяз.
  • Зажигалка.

Где и как ловить омуля, какие приманки и снасти подходят для рыбалки

Омуль относится к полупроходным сигам. Омуля окружает ареол таинственности, большинство людей считает, что это рыба живёт только в озере Байкал. На самом деле, в России проживает два подвида этой рыбы и несколько жилых форм. Кроме того, омуль встречается и в Северной Америке.

Более крупным подвидом считается арктический омуль, его вес может достигать 5 кг. Байкальский омуль более мелкий, но известны случаи поимки особей весом около 7кг. Арктический омуль занимает самый северный ареал обитания всех сиговых рыб. Омуль считается тугорослым видом, в возрасте 7 лет он имеет размеры 300-400 гр.

Изготовление мушек

При самостоятельном изготовлении омулевые мушки вяжут на крючках без бородки. Их можно переделать из обычных, прижимая бородку при помощи плоскогубцев, либо сделать полностью самостоятельно из жесткой проволоки или швейной иглы. Размер крючков соответствует №3 или №4 по отечественной классификации.

В качестве материала для создания мушек используется:

  • бисер разного цвета;
  • разноцветная шерсть;
  • тонкая проволока;
  • разноцветные нитки;
  • лакоткань, изоляция и другие цветные материалы.

Столь большое разнообразие материалов объясняется тем, что поведение омуля достаточно непредсказуемо. При разных обстоятельствах он может по-разному реагировать на приманку, поэтому необходимо иметь в запасе целый арсенал мушек различного цвета и формы. Бывали случаи, когда омуль даже игнорировал свою любимую добычу – бормаша, устремляясь за понравившейся ему мушкой.

В настоящее время с учётом катастрофического уменьшения популяции байкальского омуля, его ловля разрешена только в виде подлёдной рыбалки в зимний период. Тем не менее, стоит хотя бы раз в жизни побывать на зимнем Байкале, чтобы насладиться красотами местной природы и попытаться поймать эту рыбу, ставшую благодаря фольклору практически легендарной.

Бывает и такое:  Ловля линя летом. Снасти на линя. На что клюёт линь

Ловись, рыбка!

С наступлением рассвета клёв обычно прекращается. Каждый рыбак внимательно наблюдает за своей лункой, чтобы первым заметить приближение рыбы. Ждать можно несколько часов. Но вот все замирают – показался большой косяк! Лишь изредка в разных местах прыгают у лунок рыбаки, доставая белогривую добычу.

Чтобы выманить рыбу из глубин (косяк на одном месте обычно долго не задерживается) и продлить удовольствие от рыбной ловли, нужно постоянно засыпать бормаш в лунку. Это просто целая наука! Нужно обязательно учитывать не только наличие течения, но и его силу.

Когда, наконец, всё затихает, начинается подсчёт улова. Весь Байкал замирает в ожидании нового захода! Удачливому рыбаку найдётся ещё много поводов для радости. Но не следует забывать об ограничениях на лов омуля, так что некоторые счастливцы могут вернуться домой засветло.

Как видите, секреты подлёдного лова байкальского омуля довольно просты, а удовольствие от такой рыбалки трудно переоценить!

Места ловли и ареал обитания

Арктический омуль для нагула использует не только зоны прилежащие к устью рек, но и выходит далеко в море. При этом, может жить в воде с высокой солёностью. Питается он также ракообразными и молодью рыбы. Ареал распространения находится в промежутке между бассейном реки Мезень по всему Арктическому побережью до рек Северной Америки залива Корнейшен.

Муха как источник вдохновения, или ещё раз об ар-нуво | журнал ярмарки мастеров

Альфонса Муху часто называют французом и вообще считают лишь театральным декоратором, или “кем-то вроде того”. Мало кто знает, что он – один из основоположников стиля ар-нуво (Art Nouveau), а также основатель театральной и рекламной афиши в стиле модерн. Родом он из Моравии – исторического региона Чехии. Его яркие работы вошли в сокровищницу мирового искусства и до сих пор выпускаются как арт-постеры. Но помимо них в его портфолио – серьёзные произведения искусства, иллюстрации к журналам и книгам, примеры декорирования интерьера и экстерьера, а также (что меня лично интересует больше всего) дизайн ювелирных украшений.

Альфонс Муха обучался в двух самых известных художественных школах своего времени на деньги спонсора, почитателя его таланта. Когда этот самый граф обанкротился, художнику с незаконченным образованием пришлось бросить занятия серьёзной живописью и разрабатывать эскизы и рисовать рекламные плакаты, афиши, календари, ресторанные меню, приглашения, визитные карточки и проч.

Поворот в судьбе Мухи наступил в 1894-м. Накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда», главную роль в котором исполняла великая актриса Сара Бернар. Говорят, она сама позвонила в издательство, где работал Альфонс Муха и попросила срочно сделать афишу для её новой роли. Все штатные художники уже находились на рождественских каникулах, и директор передал заказ Мухе, который числился в издательстве вроде как подмастерьем. Плакат был выполнен в технике многокрасочной литографии. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Художник стилизовал черты лица Сары, и обвел его ореолом из золотой мозаики. Большими длинными листами были заклеены все стены и заборы Парижа. Восхищенная публика срывала плакаты на память.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 1

Сама Сара Бернар была под впечатлением, ведь на афише она получилась такой, какой видела себя на сцене: не пятидесяти с чем-то лет дамой, а эфемерной чаровницей. По её протекции Муха получил место главного декоратора театра и некоторое время был также любовником знаменитой актрисы.

С той поры все рекламные афиши исполнял для нее только Муха, открывший уже свой неповторимый стиль. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям: «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет» и другим.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 2

Змеевидный браслет на левой руке Медеи придуман Мухой во время работы над плакатом. Сара Бернар заказала ювелиру Жоржу Фуке сделать браслет в форме змеи и кольцо c драгоценными камнями по эскизу Альфонса Мухи. Если не ошибаюсь, именно этот золотой браслет в Европе прозвали “розой руки”.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 3

Между художником и ювелиром началось тесное сотрудничество. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию, выполненную по эскизам Мухи и наделавшую много шума. Она состояла из фантастических театральных предметов, составленных из большого числа компонентов, соединявших множество техник и материалов, но выглядевших гармонично. А главное, все они были в том стиле, каким жил в то время весь Париж.

Украшение для корсажа, гребень “Бабочка”и брошь со шмелём работы Жоржа Фуко по эскизам Альфонса Мухи

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 4

Тогда же Муха декорировал парижский магазин ювелира, использовав природные мотивы: веточки, листья, лепестки и проч. Особой гордостью мастера стали специально созданные для Фуке фигуры павлинов.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 5

Позднее Альфонс Муха упростил свой стиль, отбросив лишнюю виньеточность, византийность в пользу большей строгости очертаний. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров – от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.), продолжая, впрочем разрабатывать и дизайн украшений. Примечательно, что даже на этикетках его дамы украшены изящными ювелирными изделиями.

Этикетки шампанского и папиросной бумаги для примера

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 6

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие – «La Femme Muchas» (“женщина в стиле Мухи”, как если бы “тургеневская девушка”). Центр композиции его работ, как правило, молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, иногда довольно условной, с роскошными волосами, утопающая в море цветов или декоративных элементов- то пленительная, то загадочная, то роковая, но всегда миловидная и, как сказали бы сегодня,сексуальная.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 7

Начиная с 1897 года Альфонс Муха организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу. Они ужасно популярны, как и их автор. Журнал La Plume даже посвящает художнику специальный номер.

Обложка календаря для журнала La Plume (обложка также известна под названием «Зодиак»)

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 8

В 1902 году Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как их использовать на практике.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 9

Вот некоторые страницы из этого известнейшего опуса: любой орнамент – уже готовый эскиз украшения

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 10

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 11

В 46 лет, в зените славы, Муха женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Шитиловой. Моложе художника на 22 года, она, тем не менее, обожала его искренне и бескорыстно. Была для него любимой Музой, и до конца жизни не мог он избавиться от её чар, и рисовал её поющие изгибы тела и черты лица беспрестанно.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 12

Двух дочерей – рыжеволосых красавиц, так похожих на мать, вырастили они. Их Альфонс Муха также обожал и выражал свою любовь, как настоящий художник – в картинах.Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 13

До 1910 года Альфонс Муха с семьёй жил и работал в США, где считался крупнейшим художником современности, снискав себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов. Но тяготила его американская направленность на коммерцию и вскоре он исполнил свою мечту – вернулся на родину и создал серию крупных живописных полотен под общим названием “Славянская эпопея”.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 14

Картины эти Муха передал в дар Праге, но тогда полотна ни на кого не произвели впечатления. Его считали мастером афиши и интерьера, и его декоративные работы в Салоне мэра в Муниципальном доме Праги были куда более популярны.

Бывает и такое:  Снасть на сома для ловли с берега

В Чехословакии 30-х годов его творчество считалось устаревшим и чересчур националистическим. Власти гитлеровской Германии даже включили его в список врагов рейха. После захвата Праги в марте 1939-го гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией. Умер Альфонс Муха тихо, 14 июля 1939 года, держа в ладони руку Марии. Он предчувствовал еще большую беду, ведь уже началась вторая мировая война. Перед умирающим художником на стене висели эскизы его последних творений – наброски для почтовых марок, как обычно, полные гармонии и изысканности.

Альфонс Муха в последние годы жизни за работой

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 15

P.S.: Чтобы не завершать грустной нотой, покажу, на что однажды вдохновила меня вот эта обложка журнала, которой хорошая нижегородская мастерица Ольга Старкова, работавшая в технике декупаж, украсила мне кошелёк.

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 16

Если приглядеться, на даме – элегантный сотуар, модное во времена Мухи украшение. Немного моей фантазии и силуэт превратился в реальность (насколько уж она ценна, решать вам).

Муха как источник вдохновения, или Ещё раз об Ар-Нуво, фото № 17

Спасибо за внимание! Прошу не судить строго мой поверхностный обзор и милости прошу в мой круг и магазинчик.

Ваша Анна Кочеткова (Завитки и Завитушки).

Мушки (косметические) как язык флирта в xvii—xviii веках

Сохраняя старую добрую традицию публиковаться на свой день рождения (который был 8 августа) я думал о теме. И вот вспомнил один забавный случай и решил под известную песню Сектора Газа написать этот пост.

Как то раз изволили-с отвесить комплимент барышне по поводу изящной и очаровательной родинки и сказать что пару веков назад такие очень ценились и назывались “мушки”.

Устремлённый на меня взгляд в котором бегущей строкой читалось

заставил ретироваться. Старшее поколение ещё с горем пополам знает о них (в основном по фильму “Гардемарины”), а вот тут нашла коса на камень.

Впрочем, среди мужской части дела с ассоциациями обстоят ещё хуже:

В связи с чем я понял что народ надо просвещать! Пикабу ведь Познавательный!

Итак, мушка (от фр. mouche «муха») — косметическое средство для коррекции кожи было распространено в XVII—XVIII веках в аристократической и буржуазной среде где прибегали к жеманству, намёкам, избегая выражать прямо согласие или отказ. Для этого идеально подходили “мушки”. Но об этом позже. Немного истории.

Всё началось с одной женщины недовольной своей внешностью, точнее кожей, которая оставляла желать лучшего. Позвольте представить!

Маргарет Кавендиш, урождённая Лукас (1623 — 15 декабря 1673) — супруга герцога Ньюкасла из рода Кавендишей. Кто она без громкого титула? Английская писательница стихов, прозы, драмы, философских сочинений и эссе.

В вопросах красоты и иллюзий женщины всегда изобретательны, но в то время данной особе не было равных, ибо она мастерски обыграла недостатки своей кожи налепив “пластырей” (круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок») на лицо. С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты», а ещё — заплаточка или крапинка.

Видя эффект, эти “заплаточки” вслед за англичанками взяли на вооружение француженки. Во Франции, куда мода на мушки, как и следовало ожидать, проникла быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно калька этого галлицизма прижилась потом и в России.

В те времена, когда красоту могла подпортить оспа, оставляя рубцы, мушки стали идеальным средством сокрытия изъянов.

А потом начался чистый изврат! Но не сразу. Сначала их стали использовать не только в качестве коррекции, но и как усиление выражения лица: приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы улыбающимся. Ориентируясь на сравнительно слабое свечное освещение, мужчины и женщины наносили на свои лица слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка добавляла этим лицам-маскам живости.

А там где есть спрос, есть и предложение! Пошёл настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобрести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.

Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.

Считалось, однако, дурным тоном залепливать лицо до состояния неузнаваемости — такое считалось приличным только для куртизанок.

Пьер Желиотт в роли наяды Платеи в комической опере Жан-Филиппа Рамо «Платея, или Ревность Юноны»

Вот тогда мушки начали использовать как язык (как своеобразные смс, или даже ммс).

Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (наверняка, со временем и местом значения менялись). Историк М. Н. Мерцалова пишет (а я скромно дополняю), что мушка-полумесяц приглашала на “ночное рандеву на бульваре роз в фейерверке грёз”, амурчик кричал “про любовь, про тебя, про знакомые слова до боли”, а карета/корабль — “забирай меня скорей, увози за сто морей”. Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины (разумеется вариаций была тьма в зависимости от времени (век/год), места (страна/область) и не только какого-то общества, но и пары человек для которых всё это и затевалось).

Мужчины тоже иногда пользовались мушками.

После Великой французской буржуазной революции мода на мушки ушла.

Впрочем и в настоящее время этот аксессуар используется в кинематографе, театре и на подиуме.

Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории. Пу-пу-пи-ду!

Питание

Любимой пищей для омуля являются бокоплавы, молодь бычков, мальки сиговых, корюшки, полярная треска. Иногда омуль предпочитает питаться планктонными рачками. В водах Байкала рыба не против полакомиться мелкими рачками. Пелагическим бокоплавом и молодью байкальских рыбок (голомянок) омули питаются, когда основного корма недостаточно.

Подготовка к рыбалке байкальского омуля

Рыбный сезон на Байкале начинается в марте – апреле. Любители подлёдного лова со всех уголков страны съезжаются сюда, устанавливают палатки, припарковывают машины, живут – готовят и спят. Как только наступают тёплые деньки, омуль начинает подниматься к поверхности, искать места кормёжки.

Однако его очень легко спугнуть. Малейший посторонний звук вроде хруста льда или шума машины – и рыба мгновенно уходит в глубину. И лишь только если омуль уже попался на крючок, то смиренно ожидает своей участи, а не оказывает сопротивление, как хариус.

Очень успешной является ловля омуля с лодки в тёмное время суток. Подсветите воду фонариком. Сначала на свет подтянутся мелкие рачки, а затем – охотящаяся за рачками рыба, в том числе и омуль. Из снастей предпочтение следует отдать донке, хотя можно воспользоваться и другими.

Нередко сквозь необычайно прозрачный лёд Байкала видно плавающую буквально под ногами рыбу. Чтобы не распугать рыбу, рекомендуется засыпать лёд крошкой из снега.

Полезные свойства и пищевая ценность

то очень вкусная рыба. Почти на 20% состоит из жира, особенно морские подвиды. Мясо омуля быстро усваивается (за 1-1,5 часа) и обладает большой питательной ценностью. Жир в рыбе расположен в брюшной полости, печени и подкожном слое. Равномерно распределен по плавникам и мышцам.

Бывает и такое:  Влияние Солнца, Луны, погоды на клев рыбы. Солнечные и лунные циклы - когда рыба клюет и когда рыба не клюет

Омуль богат жирными кислотами, снижающими вязкость крови и улучшающими работу сердца и нервной системы. В мясе омуля содержится много витамина В. Намного больше, чем в других рыбах. Эти витамины необходимы для нервной и репродуктивной системы человека.

Массовая доля костей омуля не больше 7%. Благодаря этому из этой рыбы готовятся высококачественные консервы. Она используется и для диетического питания.

Приманки для ловли омуля

Один из важнейших этапов подготовки к рыбалке – удочки. Каждый настоящий рыбак имеет в своём арсенале не один комплект разнообразных удочек, различающихся цветом и мастью «мухи» (искусственной наживы). Лучше всего для ловли омуля подходит “муха” в форме бармаша. Наживку делают из пряжки, а муху – из английского сукна.

Наилучшей приманкой для омуля будет движущаяся. Местные жители в качестве приманки используют всё, что попадётся под руку, любые вещи и даже кусочки разноцветного поролона. Но на кусочки рыбы омуль клюёт лучше всего. Однако если вы отдаёте предпочтение спиннингу, то тут всё намного сложнее, результат будет очень зависеть от настроения рыбы.

Так как омуль является косяковой рыбой, то зимой рыбакам приходится надеяться только на свои интуицию и опыт – маршруты его передвижения скрыты толстым слоем льда.

За несколько часов до начала ловли опытные рыбаки прикармливают будущий улов, засыпая в лунки небольшое количество живого корма. Бормаш (маленькое членистоногое, походящее на креветку) отлично подходит на эту роль. Наживки для одной рыбалки нужно немного, не более пол-литровой банки, максимум литр.

Но надо помнить, что в банке бормаш может погибнуть. Поэтому наилучшее место для его хранения – обыкновенный валенок. За ночь большая часть приманки, скорее всего, будет съедена рыбой или унесена течением. Но некоторые нахальные особи будут плавать около лунки в ожидании повторения бесплатного банкета.

Наблюдая за погодой, можно определить, насколько удачной будет рыбалка наступающим днём. В тёплую погоду наилучший клёв у омуля – ранним утром и поздним вечером. При резкой смене погоды клёв прекращается. Отрицательно сказывается на рыбалке и мощный холодный баргузин. А вот снегопад и сильный ветер удачной рыбалке вовсе не помеха.

Рацион и нерест омуля

Любимой пищей являются планктонные рачки, бокоплавы, личинки, икра других рыб, малек сиговых и окунеобразных, особенно бычков. В условиях моря омуль ест много гаммарусов, мизид, крупных ракообразных, мелочь тресковых и керчаковых видов: корюшку, мойву, навагу, сайку, ледовитоморскую рогатку.

Питание омуля прекращается в августе-сентябре. Половозрелые рыбы сбиваются в большие стаи и заходят из моря в дельты сибирских рек на икрометание. Поиск подходящего нерестилища может занять более месяца. За это время рыба успевает подняться по течению на 1,0-1,5 тысячи километров, при этом остается осторожной и предпочитает держаться на максимальном расстоянии от берега.

Осенний нерест омуля связан с длительным инкубационным периодом личинок (190-220 дней). Основное время откладывания икры (до 65 тысяч) припадает на конец сентября-октябрь, когда температура воды опускается до 3-4С. Для этого процесса выбираются проточные места с глубиной от двух метров и песчано-галечным грунтом.

После того как омуль завершил икрометание, к нему возвращается аппетит, и он начинает постепенно скатываться с нерестилищ в привычные для себя места нагула. При этом здоровью рыбы ничего не угрожает, и в отличие от многих проходных лососевых (нерка, кета, горбуша), она после нереста не погибает.

Текущее положение

С октября 2021 года Министерством сельского хозяйства РФ был введен запрет на промышленную и любительскую ловлю омуля байкальского в связи с тем, что его популяция существенно сократилась. Действительно, в настоящее время количество рыб, идущих на нерест, сократилось примерно в 5 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.

Если бы запрет не был введен, примерно через 3 года эта рыба исчезла бы полностью. Поэтому в настоящее время на Байкале запрещена практически любая ловля омуля. Исключение сделано для двух случаев:

  • ловить рыбу в небольших объёмах могут представители коренных малочисленных народов севера, населяющие берега Байкала;
  • разрешается любительская ловля омуля зимой с применением удочки.

Планируется, что запрет на вылов омуля на Байкале будет действовать ещё 4-5 лет, пока популяция рыбы не восстановится. Пока же любителям придётся ограничиться подледной ловлей рыбы.

Рыбный ряд
И всё же, несмотря на запрет ловли байкальского омуля, даже сейчас можно не только посмотреть, сколько стоит эта рыба, но и купить её в Иркутске или даже Москве по цене от 300 до 800 руб. за кг в зависимости от вида её обработки.

Рассмотрим летнюю и зимнюю омулевую рыбалку на Байкале подробнее.

Употребление в пищу

Промысловое значение сейчас имеет только арктическая разновидность. Цена за кг рыбы омуля составляет 500-600 рублей, в Сибири он стоит дешевле. У него нежное вкусное мясо с высоким содержанием жира. Поэтому при готовке совершенно не требуется добавлять масло.

Но несмотря на большое количество жирных кислот эта рыба считается низкокалорийной – в нем всего 88 кКал. Это диетическое питание, полезное даже при ожирении и патологиях органов желудочно-кишечного тракта.

Кроме ненасыщенных жирных кислот мясо омуля богато другими полезными веществами:

  • аминокислоты;
  • белки;
  • витамины группы В;
  • витамины РР, Е, А, Д;
  • минеральные вещества.

Его рекомендуется употреблять при заболеваниях сердца, почек, нервной системы, при сгущении крови, бесплодии, частых простудных заболеваниях. Полезно оно детям, женщинам при гормональных сбоях. Противопоказано только при индивидуальной непереносимости.

Внимание!

Байкальский омуль почти весь заражен паразитами. Поэтому употреблять в пищу его можно только после термической обработки или засолки.

Омуль используется для приготовления множества блюд. В нем мало костей, мясо считается деликатесным. Оно вкусно в любом виде: жареном, вареном, запеченном. Рыбаки делают из этой рыбы наваристую уху. Применяется она также для приготовления соусов, запеканок, заливного, начинок для пирогов.

Есть специфическое блюдо, которое готовят только из байкальского омуля. Оно называется загутай. Представляет собой филе без костей и кожи, залитое особым рассолом. В него входят соль, уксус, растительное масло и специи. Местные жители после такого приготовления употребляют филе уже через несколько часов.

Популярно соление омуля. Многие предпочитают сухой способ, когда рыба не потрошится, удаляются только жабры. Его предпочитают рыбаки. Рыбу натирают солью и перекладывают крапивой. При обычном солении ее потрошат и просаливают со всех сторон. Но некоторым не нравится специфический аромат слабосоленого омуля. Поэтому чаще его коптят, варят. Жарить и запекать можно без масла.

В продаже можно встретить самые разнообразные продукты из омуля. Кроме свежемороженой продается также соленая или копченая рыба. Стоит она от 800 рублей за кг. Популярна соломка или кусочки филе, они стоят дороже – от 1500 рублей. Продаются различные консервы в собственном соку или томате. Цена за стандартную банку от 200 рублей. Эти консервы считаются диетической пищей.

Лососевые рыбы считаются самыми вкусными. Одной из них является омуль. Из-за его высокой питательной ценности численности сильно снизилась. Поэтому сейчас разрешена только любительская рыбалка. За браконьерство или ловлю во время нереста положен серьезный штраф. Омуля в любом виде можно легко купить в магазине. Это диетическое питание полезно всем.

Оставьте комментарий

Adblock
detector
Войти